воскресенье, 14 февраля 2016 г.

Флешмоб "Книжный TEG" или...Скрытые иллюстрации на обрезах старинных книг

Здравствуй, читатель. На днях я получила приглашение Алисы Николаевны Хацкевич, одного из авторов блога Армавирочка, принять участие в флешмобе "Книжный TEG". Что же это такое? КНИЖНЫЙ TAG – сетевой флешмоб, придуманный для библиотечных блогеров, Кристиной, автором блога VIVATLIBRARY! Его цель – ответить на 15 вопросов о книгах и чтении и отправить приглашение 5 другим блогерам. 
Сегодня 14 февраля. День, известный как праздник всех влюбленных или День святого Валентина - еще один повод выразить свою любовь к близкому человеку. А вот с 2012 года 14 февраля стало знаменательной датой и для книголюбов, в этот день отмечается Международный день дарения книг. Замечательно, если вместе с валентинкой каждый получит в подарок книгу!!!
А я отвечу на вопросы книжного флешмоба и расскажу о скрытых иллюстрациях на обрезах старинных книг. Не переключайтесь)))
1. Берете ли вы книги в других библиотеках вашего города?
Я  являюсь постоянным читателем нашей школьной библиотеки, а также зачастую обращаюсь за нужными мне книгами в краснодарскую краевую научную  библиотеку им. А.С. Пушкина (являюсь постоянным читателем более  30 лет), а также пользуюсь услугами читального зала и медиатеки Кубанского государственного университета.
2. Литературный персонаж, которого вы бы хотели пригласить на ужин?
Анна Каренина. Спросите, почему? С каждым прочтением романа, все больше задаюсь вопросом: положительный или отрицательный это персонаж? С возрастом меняется мое мироощущение, мне кажется, что Анна - искусный манипулятор... Вот бы в личной беседе во всем разобраться)))
3. Любимая книга детства? (можно несколько)
Сказки А.С.Пушкина, "Хижина дяди Тома" (Гарриет Бичер-Стоу), «Приключения Тома Сойера» (Марк Твен) и еще много-много других
4. Любимая книга? (можно несколько)
Поющие в терновнике (Колин МакКаллоу), Джейн Эйр (Шарлотта Бронте)
5. Любимый автор? (можно несколько). Увы, я не могу остановится на одном
6. Покупаете ли вы книги? Да, покупаю, предпочитая читать "бумажные" книги.
7. Как вы относитесь к буккроссингу?
Очень даже положительно, вот только в Краснодаре пока не наблюдала таких "общественных библиотек". Я бы и сама что-нибудь там обменяла с большим удовольствием.
8. Самая удачная экранизация литературного произведения?
"Поющие в терновнике" (К.МакКалоу), "Джейн Эйр" (Ш. Бронте), "Унесенные ветром" (М.Митчелл), "Два капитана", " Открытая книга" (В.Каверин), "Угрюм-река" (В. Шишков), "Война и мир" (Л.Т. Толстой) Бондарчука.
9.Экранизацию какого произведения вы бы хотели увидеть в ближайшее время?
Не могу однозначно ответить, как бы фильм не испортил книгу)))
10. Лучшее место для чтения? Уютный уголок дома
11. Придумывали ли вы истории о любимых героях? Нет
12. Последняя книга, которую вы прочитали? 
Читаю много, больше по предмету или работе. Но вот есть книга, которой я наслаждаюсь медленно, не спеша: "Энциклопедия царей и императоров. Россия IX - XX век"
13. Есть ли у вас несколько экземпляров одной книги? Нет
14. Есть ли литературный персонаж, вызывающий стойкую антипатию?
Вот тут даже ни на минуту не задумалась -  Ромашов (надо же, его еще Ромашкой называли) из романа Вениамина Каверина  "Два капитана".
15. К какому автору вы испытываете одновременно уважение и неприятие? Таких авторов у меня нет

Это мои ответы, но я не стану переадресовывать вопросы кому-либо. Предлагаю любому желающему принять участие в флешмобе "Книжный TEG".

А я хочу рассказать о скрытых иллюстрациях на обрезах старинных книг. Случайно познакомилась с материалом, была поражена, удивлена, восхищена.


«Fore-edge painting» - живопись на обрезе книги, английское книжное искусство, которое в век информационных технологий почти забыто.



Это техника рисования на переднем обрезе страниц книги, которая позволяет увидеть картину только тогда, когда страницы раскрывают веером. Если книгу закрыть изображение пропадает, так как на края страниц нанесено золотое напыление ( иногда края страниц книги оформляют под мрамор).



Первый пример живописи на краях книги датируется 1649 годом. А самая ранняя подписанная скрытая картина, на которой был изображен фамильный герб, датирована 1853 годом.


Большинство сохранившихся картин «Fore-edge painting», относятся к концу девятнадцатого и началу 20 века. Из-за того, что большинство художников, которые применяли эту технику, работали на определенного заказчика и не подписывали свои работы, трудно точно определить дату создания этих картин.


Существует несколько вариаций этого искусства

Картины одного переднего края. Изображение только на одной стороне, обрез книги позолочен или оформлен под мрамор. Картина полностью невидима, когда книга закрыта.



Двойные картины. Это когда изображение есть по обе стороны страницы таким образом, что одна картина видна, когда страницы листаешь в одну сторону, а другая, когда листаешь книгу в обратную сторону.


Три картины на срезе книги ( панорама). В дополнении к двойным картинам, третья наноситься непосредственно на кромку вместо позолоты или мраморности.


В настоящее время не так много художников, которые занимаются этим непростым искусством, один из них британский художник Мартин Фрост (Martin Frost), он работает в стиле «Fore-edge painting» с 1970 года, за это время он создал более 3300 работ.


А вам понравились такие скрытие иллюстрации? Тогда можно еще посмотреть видео.






Есть лишний повод и причина
Для самых добрых, нежных слов.
Пусть в день святого Валентина
Сердца соединит любовь.
Пусть будет счастье в жизни личной
У вас на долгие года;
Пусть будет нежность безгранична
Любовь сильна и молода!

52 комментария:

  1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Вы, самый замечательный директор!!! Не думала, что ВЫ подхватите этот ФЛЭШМОБ! Знала бы - передала бы Вам - эту эстафету! Удачи Вам и, с праздником!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Светлана. Стараюсь успеть во всем, да еще не только общаться, но и познавать интересное вокруг.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    Интересно было познакомиться с Вашими литературными предпочтениями.
    Я помню, когда еще ребенком узнала о живописи на обрезе книги, и вот тогда моё детское любопытство вело в библиотеки :)в поисках такой старинной книги.Но я тогда так и не нашла такой книги :) А сейчас Вы мне напомнили о живописи на обрезах книг.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, здравствуйте. Я всегда привыкла отвечать на вопросы, которые адресуют мне, открыта для общения, что с большим удовольствием принимаю от других. Рада Вашему отклику, спасибо. Я бы тоже такую книгу подержала в руках

      Удалить
  3. Здравствуйте, Анна Борисовна! Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты))) С интересом прочитала ответы на вопросы. Кое-что из вашего списка нравится и мне! 100% совпадение - Анна Каренина! А в прошлом году после прочтения романа Маркеса "100 лет одиночества" стала искать в сети экранизации. Оказалось, что их нет вообще... Вот это произведение мне бы очень хотелось увидеть, причем, вижу я его только в виде анимации.
    Вторая часть поста очень красивая! Такие книги - украшение любой библиотеки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Петровна, добрый вечер. Рада, что у нас, у блогеров, помимо наших блогов есть еще и общие интересы.
      Анимация на книгу Маркеса))) в этом что-то есть. Как знать, может быть увидим экранизацию этой книги

      Удалить
  4. Здравствуйте, Анна Борисовна! Это как подковать блоху, просто шедевры на страницах книг, нет слов, как удивительно красиво, пересматривала несколько раз!!! Спасибо за доставленное удовольствие!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, прекрасное сравнение))) Рада, что найденный материал поразил и удивил не только меня. Дома есть пару книг с золотым обрезом, размечталась))) Увы, такие книги были созданы в единственном экземпляре явно сейчас в частных коллекциях

      Удалить
  5. С удовольствием узнало Ваших книжных увлечениях. А про картины на обрезах книг - это настоящее чудо. Интересно, а в наших библиотеках можно такие встретить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, рада, что узнал, тем более, что книгу "Джейн Эйр" (Ш. Бронте) мне подарила твоя мама на день рождения. Тогда это считалось самым лучшим подарком.
      А насчет книг с рисунками, я думаю, что в библиотеках нашего города их нет

      Удалить
    2. А еще я помню, как мы собирали макулатуру, чтобы получить талон на приобретение книг. Купить в магазине хорошую книгу просто не представлялось возможным. Вся классика в 80-90 годы была приобретена именно так.
      А я бы с удовольствием посмотрела экранизацию произведений Р. Сабатини

      Удалить
    3. Интересные книги, спасибо, Анна Борисовна фотографии и фрагменты видео. Слышала, а тут еще раз с большим удовольствием все рассмотрела.

      Удалить
  6. Анна Борисовна, доброе утро! Очень интересно было познакомиться с Вашими ответами на вопросы флешмоба -как здОрово, что Вы находите время посещать библиотеки!Любопытное мнение по поводу личности Анны Карениной:) Тоже хочу поучаствовать во флешмобе "Книжный TAG")
    Спасибо за рассказ о скрытых картинах на обрезах книг! Очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, тогда я Вас приглашаю в проект и с удовольствием передаю Вам эстафетную палочку.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Анна Борисовна. :) Когда Вы напомнили об обрезах книг, то я решила проверить, есть ли подобные у нас. Моя мама очень любит собирать красивые книги и в библиотеке есть такие, у которых обрез позолочен. И вот я решила проверить, есть ли там скрытые рисунки, но увы... :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, рада Вас видеть в блоге. Да, увы, такие книги, пожалуй, были изготовлены в единственном экземпляре, иметь такую книгу в домашней библиотеке -предел мечтания каждого книголюба и коллекционера

      Удалить
  8. Анна Борисовна, С ДНЁМ ДАРЕНИЯ КНИГ поздравляю Вас! И хотя не могу передать Вам книгу материально (думаю, скоро это обязательно получится), но мысленно дарю Вам много интересных книг!
    Спасибо, что напомнили об этом празднике ))
    Прочитала Ваши ответы с большим удовольствием и... удивлением: как много у нас с Вами общего в книжном мире. Те же книги, те же авторы, те же эмоции!
    Спасибо за рассказ о чуде чудном на обрезах книг. С Вашего позволения, перенимаю у Вас эстафету ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга Николаевна за душевный ответ. Рада, что в кругу любителей книг у меня есть единомышленники. Рада, что эстафетная палочка в надежных руках

      Удалить
  9. Здравствуйте, Анна Борисовна! С интересом прочитала о Ваших книжных предпочтениях. Всегда интересовалась картинами на обрезах книг! Здорово! А вот в наших библиотеках (школьной и городской) таких нет. А жаль!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, да, жаль.
      Я сегодня показала фотографии книг и видео коллегам, ученикам. Всем понравилось, а один мальчишка сказал, что обязательно попробует нечто похожее сотворить. Он прекрасно рисует. Я пожелала ему удачи и ...знаменитости

      Удалить
  10. Здравствуйте, Анна Борисовна! Сколько много литературных предпочтений Ваших совпадает с моими! Джейн Эйр (Шарлотта Бронте)перечитывала несколько раз :) Детские немного отличаются :)
    Спасибо за рассказ о скрытых иллюстрациях, что-то подзабыла про этот вид искусства.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, верно, детские впечатления значительно отличаются со временем, но любимые книги от этого только выигрывают.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Анна Борисовна. С интересом познакомилась с Вашими ответами. Очень понравилось продолжение Флешмоба - иллюстрации на обрезах страниц. Они великолепны. Обратила внимание на перчатки на последнем видео. Читала, что особо редкие и ценные книги, берут в руки только надев перчатки. Любви Вам и добра!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Людмила Геннадиевна. Спасибо за отклик и пожелания.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Анна Борисовна!
    С интересом узнала о книгах с рисунками сбоку - никогда таких не видела... Великолепные издания, очень хочется посмотреть-полистать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Лилия Павловна, я бы тоже с большим удовольствием сама эти книги посмотрела бы. А еще мне кажется, что у них удивительно приятный книжный запах с примесями красок...

      Удалить
  13. Добрый вечер, Анна Борисовна!!! Очень рады Вашему участию! Я тоже люблю "Унесенные ветром" и "Джейн Эйр"... Ваши ответы мне близки)))
    А как интересно ВЫ разнообразили свои ответы!!! Настоящее искусство на срезах книг! Очень познавательно! Спасибо за участие!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Витальевна, здравствуйте. Мне очень приятно, что мое участие в этом "Книжном марафоне" пришлось по душе настоящим ценителям и почитателям книги. Спасибо

      Удалить
  14. Здравствуйте, Анна Борисовна! Это просто удивительно! Такая красота! Прям священный трепет охватывает. Вот бы полистать такую книгу...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Николаевна, спасибо за прекрасное сравнение :-bd

      Удалить
  15. Очень красивые рисунка на обрезах, интересные ответы. Спасибо, Анна Борисовна.
    Друзья, читайте книги, любите близких!
    Не живи уныло,
    Не жалей, что было,
    Не гадай, что будет,
    Береги, что есть!
    И пусть счастье спутником
    Останется на век,
    А рядом всегда будет
    Любимый человек!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо за поздравления, очень приятно читать такие красивые слова

      Удалить
  16. Вот это да!!! Сколько интересного. Спасибо, Анна Борисовна, что поделились)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда рада делиться маленькими открытиями со своими читателями

      Удалить
  17. Здравствуйте, Анна Борисовна! Собираюсь тоже поучаствовать во флешмобе( теперь глядя на Вас -не сомневаюсь).Познакомилась с рисунками на обрезках и вспомнила, что в школе дети тоже любят этим заниматься. И хоть делают это не так профессионально, но у многих из них мне нравились рисунки. С профессионалами, конечно, не посоревнуешься -настоящие мастера.Очень красиво получается!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Ивановна, рада, что и Вы примите участие в этой акции. А я вот побоялась персонально кого-то пригласить, у меня ведь очень много друзей-блогеров, пригласила всех желающих. Рада, что таких оказалось много.
      Да-да, наши дети - мастера на все руки :))

      Удалить
  18. Спасибо за участие! У Вас очень интересная статья!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алиса, спасибо за приглашение к участию в проекте. Это подтолкнуло меня к прочтению некоторых любимых книг

      Удалить
  19. Картины невероятно интересные, мне как-то попадалась такая книга в руки, но сейчас и не вспомню, что за она. Флешмоб увлекательный и полезный, я тоже люблю Поющие в терновнике и Джейн Эйр. Нои из книг мне больше понравилась Унесенные ветром, кстати, эта та книга которую я додумывала))), единственная, наверное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы счастливицы, что держали в руках такую книгу. А я вот думаю, вдруг и мне когда-то попадались в руки редкие книги?)) Просто, может быть, раньше я не обращала на это внимание? Ведь интерес приходит с годами?

      Удалить
  20. Анна Борисовна, я впервые узнала и увидела о картинах на обрезах книг! Это ювелирная работа! Это очень красиво!мне не приходилось встречаться с этим. Пойду обязательно и узнаю в городской библиотеке, а вдруг и у нас такое сокровище имеется. Спасибо за интересный пост и Ваши интересные ответы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ирина Бахткалеевна, рада, что мой пост пригласил Вас в городскую библиотеку.Я тоже об этом подумываю)))

      Удалить
  21. Здравствуйте, Анна Борисовна. Спасибо за интереснейший пост. Сама люблю читать бумажные книги. Много книг покупаю детям. Особенно люблю современные издания с хорошим качеством печати и бумаги, но с иллюстрациями советских художников. У нас есть традиция читать по вечерам (если даже очень заняты, хоть минут двадцать). Ведем читательский дневник. Радуюсь,что дочка любит читать... Только с объемом домашнего задания трудно найти достаточно времени для свободного чтения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Александровна, здравствуйте, мне очень отрадно слышать такие восторженные отклики. Спасибо, за то, что поделились своими семейными традициями. Они заслуживают того, чтобы их перенимали и другие семьи.

      Удалить
  22. Огромное спасибо за этот пост! Столько интересного!!!!
    Могу добавить что в библиотеках имеют значение не только книги...но и библиотекари и для детей и для взрослых!
    Если они умеют найти, подсказать...подбодрить..то это просто чудесно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо за упоминание о роли библиотекаря. Да, от него зависит, полюбит ребенок книги, захочет ли вернуться в библиотеку еще раз

      Удалить
  23. Я, конечно, видела рисунки на обрезах книг. Но чтобы вот такое... Нет, такого воочию не встречала. Удивительно красиво! Интересно, как такие книги на полках ставят - корешком наружу или обрезом?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, здравствуйте. всегда мы что-то видим впервые, вот бы еще в реальности увидеть и подержать в руках. Читала, что в библиотеках эти книги хранятся в отдельных коробочках, на одной из граней которой продублирован корешок. А как книга лежит в коробочке, об этом умалчивают. Но не факт, что так эти книги хранятся в каждой (частной) коллекции

      Удалить
  24. Анна Борисовна, добрый день! С удовольствием вышла на Ваш блог и познакомилась с Вашими предпочтениями. Мне, как библиотекарю очень приятно, что директор школы в курсе библиотечных и книжных дел... Спасибо, за общение на страницах блога"КЛУБА ДРУЗЕЙ КНИГ"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, искренне рада Вашему отклику. Стараюсь быть в курсе всех событий, вести активный образ жизни во всех ее проявлениях

      Удалить
  25. Анна Борисовна, спасибо за участие во флешмобе! Очень интересно было узнать о ваших книжных предпочтениях. Очень рада, что эта сетевая акция была принята коллегами. Успехов Вам! Размещу ссылку на Ваш тег в нашем блоге: http://cbslibrary5.blogspot.com/2016/01/tag.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Искренне рада Вашему визиту, Кристина, спасибо за ссылку

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"