пятница, 9 сентября 2016 г.

Итоги проведения апробации Всероссийских проверочных работ в мае 2016 года

Здравствуй, читатель. Весной 2016 года учащиеся начальной школы принимали участие в  апробация Всероссийских проверочных работ по предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». Уверена, в каждой школе был проведен анализ, прошли обсуждения на уровне школьных методических объединений, много было вопросов, разногласий. Какова статистика по Краснодарскому краю?
В апробации ВПР приняли участие 54165 обучающихся 4 классов 1142 общеобразовательных организаций (далее - ОО), реализующих программы начального общего образования. ВПР по русскому языку выполняли 51682 четвероклассника (4,5% от всей выборки по РФ); по математике - 54155 (4,6%); по окружающему миру – 54163 четвероклассника (4,6%).
Новая оценочная процедура в Краснодарском крае осуществлялась по модели 1, предусматривающей прямое взаимодействие ОО с информационной системой ВПР, что позволило не только оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4-х классов в соответствии с требованиями ФГОС, но и освоить технологию проведения ВПР непосредственно на уровне образовательной организации. Все этапы ВПР прошли в штатном режиме. 

В целом результаты ВПР по математике, русскому языку и окружающему миру обучающихся в четвёртых классах ОО Краснодарского края показали, что все участники (100%) достигли базового уровня, а показатель качества обученности (количество учеников в группах баллов «4» и «5») по всем проверяемым предметным областям выше 70%: по математике - 80,1%, по русскому языку - 78,8%, по окружающему миру – 70,6%, что соответствует среднему уровню по всей выборке РФ. Однако, по всем предметам этот показатель несколько ниже средних значений по всей выборке РФ (на 3,8% по окружающему миру, на 3, 4% по русскому языку и на 0,5% - по математике).
Детальный анализ уровня достижения планируемых результатов по математике свидетельствует о том, что в 75% муниципальных образований Краснодарского края качество обученности находится в диапазоне 75-100%, при этом наибольшее число учеников в группе баллов «5» от общего числа участников мониторинга в муниципальном образовании зафиксировано в Ленинградском, Каневском, Староминском районах и гг. Краснодар, Новороссийск (более 60% учеников справились с заданиями ВПР на «5»).

Кроме того, средний процент выполнения заданий по математике (11 заданий) позволяет выявить наиболее трудные для обучающихся. Так, самые низкие результаты получены при выполнении заданий 9 (2) и 11, на «овладение основами логического и алгоритмического мышления и умения решать задачи в 3-4 действия». Средний процент выполнения задания 11 составил 23% (однако это выше показателя по всей выборке – 20%), а средний процент выполнения задания 9 (1) по комбинаторике учениками Краснодарского края оказался ниже среднего показателя по стране на 8%, что определяет направление дальнейшего развития начального общего образования по математике в регионе.


Задания ВПР по русскому языку четвероклассники Краснодарского края выполнили на достаточно высоком уровне - в 68% от числа муниципальных образований Краснодарского края качество обученности находится в диапазоне 75-100%, при этом наибольшее число учеников в группе баллов «5» от общего числа участников мониторинга в муниципальном образовании зафиксировано в Ленинградском, Каневском районах и г. Армавир, (более 50% учеников справились с заданиями ВПР на «5»). Следует отметить, что при выполнении заданий части 1 ВПР по русскому языку (диктант и задания 2, 3(1), 3(2) четвероклассники Краснодарского края показали более низкие результаты относительно средних значений по стране. Так, оказались ниже результатов по всей выборке такие умения, как «писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания, проверять текст, находить и исправлять орфографические ошибки» (задание 1К1 - 62 и 67% соответственно); «выделять предложения с однородными членами» (задание 2 – 76 и 81% соответственно).
Из числа умений, проверяемых в части 2 ВПР, по которым результаты, полученные в регионе, не достигают средних по стране, следует перечислить: умение распознавать грамматические признаки слов, с учётом совокупности выявленных признаков относить слова к определённой группе основных частей речи; проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора.

Анализ уровня достижения планируемых результатов по окружающему миру свидетельствует о том, что качество обученности находится в диапазоне 75-100% лишь в 10% муниципальных образований Краснодарского края, а наибольшее количество учеников в группе баллов «5» от общего числа участников мониторинга в муниципальном образовании зафиксировано в Каневском районе – 32,7%, что по сравнению с результатами по математике и русскому языку существенно ниже (63,8% и 61% соответственно). При этом наибольшее число учеников в группе баллов «2» от общего числа участников мониторинга в муниципальном образовании зафиксировано в Белореченском районе, в г. Горячий Ключ, в Староминском и Лабинском районах (от 5,3 до 4,3% учеников справились с заданиями ВПР на «2»).

Следует отметить, что большинство из предложенных заданий ВПР по окружающему миру были нацелены на выявление метапредметных результатов на содержании заданий по предмету «Окружающий мир», на использование полученной информации текстовой, знаково-символической – рисунок, карта, метеознаки и пр., для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Наиболее сложными для выполнения оказались задания, связанные с самостоятельным целеполаганием (задание 6(3) – самостоятельно планировать «мысленный» эксперимент по заданной цели) и письменным описанием процесса, объекта (задания 6(3), 8, 9. 10). Результаты выполнения заданий 2 и 3, 10 выявили недостатки предметной подготовки обучающихся в начальной школе по темам «Глобус. Карта. Ориентирование»; «Сезонные изменения в природе. Погода своей местности», «Природа моей местности» и косвенно свидетельствуют о том, что практико-ориентированный (с преобладанием методов наблюдения, экспериментирования) подход в преподавании предмета «Окружающий мир» не стал еще нормой в практике работы учителя начальных классов.

Необходимо отметить, что причиной выявленного относительно низкого уровня достижения планируемых результатов при выполнении заданий ВПР по окружающему миру могли стать и усложненные формулировки некоторых заданий (например, задания 3(3) и 4). А спецификация заданий сформулирована зачастую формально, не отражает полностью дидактического потенциала задания. 

Замечания и предложения по структуре и содержанию ВПР 
 по предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир».

Русский язык
  • Уменьшить задания, предполагающие большой объем письменной речи. Те учащиеся, которые медленно пишут, не успевают выполнить задания. Для начальной школы вполне подходят задания «Вставь недостающее определение», «соедини стрелками», «убери лишнее» и т.п.
  • Часть 2 – большой объём заданий, в которых необходимо найти в тексте слова указанной части речи, выписать их и сделать морфологический разбор одного из слов (4 части речи, 4 раза надо перечитать текст).
  • Пересмотреть критерии оценивания по русскому языку или оценивать каждую часть по отдельности.
  • Несоответствие заданий и текстов между вариантами в работах по русскому языку, по уровню сложности варианты в корне отличались.
  • Проводить проверочную работу в один день, сократить объем диктанта и добавить к нему грамматические задания.
  • Задания 7, 8 сформулированы по работе с публицистическим текстом, что является сложным для учащихся начальной школы, которые в основном анализируют художественные тексты.
  • В тексте не должны употребляться слова, значение которых учащиеся данного возраста не могут объяснить.


Математика

  • В заданиях по математике записывать «ход рассуждений» (з.11).
  • Задания на проверку вычислительных навыков можно усложнить.
  • Почти все задачи скорее олимпиадного характера. Хотелось, чтобы задачи были направлены на проверку программного материала.
  • 11 задание («Решить задачу») сделать со * или по выбору обучающегося.
  • Много заданий на логическое мышление, недостаточно заданий на проверку вычислительных навыков.

Окружающий мир
  • Уменьшить объем заданий (6-7 листов) по окружающему миру, сложность, разноплановость заданий (от анатомических до географических понятий), объем формулировок каждого задания.
  • Использовать такие задания, по которым пройден учебный материал, (например, задание № 3 «Подпиши материки» в программе «Начальная школа 21 века» не изучается).
  • Работа содержит опыты с соответствующим лабораторным оборудованием, которые не рассматриваются в учебниках.

Организационные вопросы
1. Предусмотреть сроки проведения ВПР на вторую половину апреля, увеличить промежуток между работами.
2. Увеличить время на выполнение ВПР до 60 минут в связи с большим объемом заданий.
3. По всем предметам выделять задания повышенной трудности.
4. Не переводить полученный учащимися балл в оценку или заменить уровнем освоения ООП НОО.
5. Разработать систему оценивания работ учащихся с ОВЗ.
6. Располагать задания на листах компактнее.

Направления использования результатов ВПР на региональном уровне:
- обучение учителей анализу оценки результатов ВПР;
- основание для планирования контрольно-надзорной деятельности и процедур контроля качества;
- основание для реализации специальной программы поддержки ОО, показавших низкие результаты;
- основания для создания программ повышения квалификации учителей (определение групп учителей, испытывающих затруднения по отдельным вопросам методики преподавания по программам начального общего образования);
- ежегодные опросы и собеседования для исключения отрицательного использования результатов оценивания.

Направления использования результатов ВПР на уровне образовательных организаций:
- обучение учителей анализу оценки результатов ВПР;
- анализ сильных и слабых сторон образовательного процесса и его корректировка;
- основание для самооценки профессиональной деятельности учителей;
- основание для совершенствования образовательных программ, методик обучения (после анализа причин высоких или низких результатов обучающихся);
- основание для разработки индивидуальных образовательных траекторий для слабоуспевающих и одарённых обучающихся.


Анализ подготовлен Центром оценки качества образования Краснодарского края

20 комментариев:

  1. Спасибо, Анна Борисовна, за информацию. Ознакомилась со статистикой по Краснодарскому краю, жаль нет по нашему региону (да и по району делала мониторинг сама). Полностью согласна с замечаниями и предложениями!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уверена, работы претерпят существенные изменения. Я тоже считаю, что они должны соответствовать учебным программам

      Удалить
  2. Анна Борисовна, спасибо за интересный отчет, а все-таки очень радует, когда по русскому языку у детей высокие показатели, учитывая, что не такой уж он и легкий даже для самих русскоязычных людей. А вообще, конечно, все предметы важны, куда, например, без математики?
    У нас раньше в школах для слабоуспевающих детей выбирали из класса "шефа", который мог заниматься с учеником на дому или после уроков. Сейчас, как я знаю, эта нагрузка только на учителях. Может, и правильно, учитель правильнее научит. Но дети ТАК ЛЮБЯТ учить, а пока учат - сами еще что-то усваивают, новое узнают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Результаты в нашей школе близки к среднекраевым, но все же ряд заданий в весенней ВПР вызвал затруднения у учащихся. А что касается "шефа", то и сейчас в классах есть ребята, готовые откликнуться и помочь слабоуспевающим и пропустившим занятия.

      Удалить
  3. Спасибо за интересную информацию. Попробую сравнить с нашими результатами

    ОтветитьУдалить
  4. Очень даже порадовало меня это сообщение, Анна Борисовна, спасибо!
    По-моему, выводы сделаны кое-где очень даже верные. Все-таки при проведении работ такого уровня нужно ориентироваться на программные требования. Надеюсь, что в скором времени задания по ВПР будут более приближены к реально изучаемым в начальной школе темам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, помню сколько вопросов вызвала работа по математике. Уверена, скоро все войдет в штатный режим, опыт апробации будет учтен

      Удалить
  5. Путь анализ результатов ВПР ускорит изменения в заданиях, что значительно повысит уровень показателя среза знаний школьников.

    ОтветитьУдалить
  6. Анна Борисовна,спасибо за интересную информацию,как все четко!

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо нашему краевому ЦОКО. Всегда полезная, важная и своевременная информация.

    ОтветитьУдалить
  8. Интересная информация. надеюсь, пока Мариша дойдет до 4 класса, ВПР войдут в штатный режим со всеми доработками и учтенными замечаниями.

    ОтветитьУдалить
  9. Надеюсь, учителям начальной школы материал будет полезен. Спасибо, Анна Борисовна, что разместили анализ в блоге

    ОтветитьУдалить
  10. Анна Борисовна, спасибо за этот материал. В прошлом году писали ВПР с четвероклассниками, многие задания удивили. С предложениями по корректировки текстов работ абсолютно согласна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана Николаевна, рада вас слышать. Мнение учителей начальной школы особенно интересно для меня.

      Удалить
  11. Спасибо, Анна Борисовна!Информация актуальна для меня, так как хожу на проверку экзаменов ВПР.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у нас проверяли на местах! не знаю, останется ли эта модель проверки в будущем

      Удалить
  12. А у нас все работы собрали в одной школе и учителя сл всего города съехались на проверку. На местах удобно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, удобнее, да и спокойнее: никуда не бежать, нет излишней суеты и суматохи

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"