Закон об образовании

Закон "Об образовании" был принят в 1992 году и для своего времени был достаточно прогрессивным. Закон в те годы адаптировал образовательную систему к новым экономическим условиям, создав возможности для перехода школ на самостоятельный бухгалтерский учет, выбор авторских учебно – методических комплексов и образовательных методик. Шли годы, менялась экономика, общество, закон обрастал подзаконными актами, в него вносились новые поправки, отменяющие действия предыдущих. Понятно, что столь грандиозное количество поправок определённым образом деформировало закон. Он перестал соответствовать вызову времени, где на первый план вышел единый государственный экзамен, новые образовательные стандарты.

 Закон 1992 года так и не был дополнен отдельными нормативными актами, например, как „Об общем образовании“, „О среднем профессиональном образовании“, „О высшем послевузовском образовании“; а можно было еще  рассмотреть вопросы, связанные с организацией дополнительного образования.  До нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» имелись только «Закон об образовании» и отдельный закон «О высшем послевузовском образовании». Закон «Об образовании в Российской Федерации» объединил два действующих закона «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании», а также целый ряд действующих нормативных правовых актов в сфере образования. Новое в этом законе коснулось всех уровней.
Цель нового закона - предоставить каждому максимальные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, выбирать действительно качественные образовательные организации для получения профессионального образования, работая, профессионально совершенствоваться, осваивать новые технологии.

Что же нового в Законе «Об образовании в Российской Федерации»?
 В понятийном аппарате
В Закон введен ряд новых понятий: образовательная организация, организация, осуществляющая обучение, организации, осуществляющие образовательную деятельность; отношения в сфере образования,  участники образовательных отношений, участники отношений в сфере образования; конфликт интересов педагогического работника; и другие (хорошо, что общеобразовательное учреждение является образовательной организацией, а то сколько было бы «заморочек» с переименованием…)
В дошкольном образовании
Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. Оно отделяется от «присмотра и ухода» за детьми, т.е. учить ребенка в детском саду станут бесплатно, а за присмотр и уход нужно будет платить. Плата определяется учредителем. Малообеспеченные родители по решению учредителя могут платить меньше или не платить вообще. От платы освобождаются  дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом.

В сфере общего среднего образования
Перераспределяются полномочия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Закрытие сельской школы может произойти только с одобрения сельского схода.
Изменяются наименования типов и видов образовательных организаций. О гимназиях и лицеях в законе речи не идет. Специализация образовательного учреждения может быть указана в его названии.
Право преимущественной записи в первые кассы получают те, кто проживает на территории, к которой прикреплена школа.
В школы с углубленным изучением каких-либо предметов прием будет производиться индивидуально в средних и старших классах.
Определены особенности получения образования иностранцами и лицами без гражданства, осужденными.
Отдельно прописано право ребенка на качественное инклюзивное образование по адаптированным программам. Школы, которые будут вводить инклюзивные программы,  обязаны создать детям с ограниченными возможностями здоровья условия для получения качественного образования без дискриминации.
Введено понятие «безопасность школьной среды», что упрощает предъявление претензий к школе по  причине несчастного  случая с обучающимся.
Более подробно говорится о мерах дисциплинарных взысканий. К учащимся  будут применяться более строгие требования по вопросу дисциплины и успеваемости,  вплоть до исключения из школы, в т.ч.  и в случае невыполнения обучающимся  обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Даны понятия сетевого и электронного обучения, которые  могут быть использованы на всех уровнях образования.
Результаты ЕГЭ будут действительны на протяжении 4 лет.
В законе закреплен принцип светского характера образования в государственной школе и практика преподавания ОРКСЭ. Религиозные организации получили право проверять программу курса на соответствие вероучению, а также рекомендовать для работы в школах своих педагогов.
Определены формы получения образования вне образовательной организации (самообразование и семейное обучение)
Отдельные статьи посвящены статусу учителя и руководителя. Также более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Что касается оплаты труда учителей, то согласно закону она не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе. Курсовую переподготовку учитель обязан проходить через каждые 3 года, а не раз в 5 лет.

В среднем профессиональном образовании
Профтехучилища, предлагающие программы начального профобразования, будут закрыты.
Учебные заведения получили право вводить интегрированные образовательные программы и давать одновременно и школьное, и профессиональное образование.
Разрешено производить отбор учащихся в творческие учебные заведения по способностям сразу после окончания ими начальной школы, а при выпуске давать им не только аттестат, но и диплом о получении среднего профобразования.
В сфере высшего образования
Согласно новому закону об образовании студентов-бюджетников должно быть не менее 800 на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет.
Сокращаются льготы для поступления в вуз, а вместо этого отдельным категориям льготников предоставляется возможность  бесплатного обучения на подготовительных курсах. Получают право на бесплатное обучение на подготовительных курсах (только один раз) дети-инвалиды, не попавшие в квоту, а также сироты, инвалиды I и II групп, молодые люди до 20 лет, имеющие единственного родителя — инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других силовых ведомств.
Поступить в вуз можно будет только по результатам ЕГЭ, за исключением МГУ, СПБГУ (а также нескольких других федеральных вузов), где придется сдавать дополнительные экзамены.
Без вступительных испытаний  поступать в вуз предоставлено право победителям и призерам  олимпиад.  Для поступления «на бюджет» вне конкурса  для детей-инвалидов установлена квота — 10% от общего количества бюджетных мест по конкретному направлению (специализации), при условии успешного прохождения  ими вступительных испытаний.
Льготникам также предоставляются в первоочередном порядке жилые помещения в студенческом общежитии, и они освобождаются от платы за проживание.  В отношении остальных студентов образовательная организация сама принимает решение об установлении платы.
 В военные вузы преимущественное право поступления при прочих равных условиях предоставляется «детям граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать лет и более».
Закон обязывает все вузы участвовать в мониторинге Минобрнауки.

Какие преимущества получат учащиеся, родители и вся система образования от нового закона?
1. Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.
2. Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.
3. Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе: бюджетное финансирование получат граждане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях.
4. Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами.
5. Среднее профессиональное образование станет общедоступным.
6. Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования.
7. Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влияния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов.
8. Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под руководством научных работников. Будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподавательской деятельности специалистами предприятий-работодателей.
9. Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусства и т. п.

Будет ли способствовать новый закон повышению статуса педагога? Какие гарантии по оплате труда получат педагоги?
В этом документе государство впервые законодательно признает особый статус педагогических работников. Кроме того, он гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социальной поддержки. Права и меры поддержки педагогических работников образовательных организаций впервые распространены и на педагогических работников других организаций (медицинских, организаций соцзащиты и т. д.), которые ведут образовательную деятельность. Новый закон четко говорит о том, что затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя расходы на оплату труда педагогов. Причем с учетом обеспечения определенного среднего уровня зарплаты, определяемого в соответствии с решениями президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, школьные учителя должны будут получать не меньше средней зарплаты по экономике региона).

С полной версией Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации" можно ознакомиться здесь
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015 года. Включает все изменения до 30 декабря 2015 г. здесь

Использованы материалы сайта
  

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Анна Борисовна. Спасибо за материал. Закон новый, Вы помогли выделить основное, теперь дело за малым - изучить его весь

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Оксана Александровна. Закон обязательно нужно изучить, это - руководство к действию

      Удалить
  2. Кудимова Наталья Вячеславовна20 марта 2014 г., 20:49

    Для самоопределения, самообразования, самоутверждения, профессионального роста педагога очень Важно общение среди своих коллег. Часто нам не хватает время для этого. Сетевые сообщества учителей помогают педагогам в удобное для них время, имея доступ к сети интернет, общаться со своими коллегами. Сетевые сообщества педагогов - это лесенка профессионального роста, возможность добиться успеха!
    Читать здесь нада!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Анна Борисовна. Несомненно, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации" необходимо изучить всем участникам образовательного процесса.

    ОтветитьУдалить
  4. Недавно обновился ФЗ 273 об образовании. Хотелось бы узнать Ваше мнение на этот счет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ссылку, а мнение, позвольте, я оставлю за собой.

      Удалить

Тема сообщения Вам интересна? Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Смелее, Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

В комментариях можно использовать смайлики

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Ваше имя
Обратный e-mail
Сообщение
Прикрепить файл
Число на картинке
"